Лора (li_ga2014) wrote,
Лора
li_ga2014

Category:

Музей Фаберже «Атомная Леда и другие образы Гала в произведениях Сальвадора Дали»до 16 января 2022




Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали».

Из собрания Театра-музея Дали в Фигерасе, многие из них прежде никогда не покидали Испанию и впервые предстали перед петербургским зрителем. Большая часть этих работ входила в личное собрание Дали, который считал их настолько ценными, что они постоянно экспонировались в его Театре-музее в Фигерасе. Все они посвящены жене и музе великого сюрреалиста — Гала.


Дали изображал Гала на протяжении более 50 лет.



небольшая по формату работа «Гала» 1931 года, которая считается первым ее портретом, созданным Дали.⠀
Лицо Гала как будто вставлено в рамку из фиолетовой краски, похожую по форме и на сигарный дым, и на зеркало в стиле модерн, находившегося в доме Дали в Порт-Льигате.






Три женщины, имитирующие движение парусника. 1940. Фонд «Гала - Сальвадор Дали».
Сальвадор Дали как-то признался, что любит Галу «даже больше денег». Она отвечала в рифму: «Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга». Они прожили вместе 53 года.


Сальвадор ДалиОбнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало, 1960Чтобы продать несколько картин и в

Сальвадор Дали
Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало, 1960

Общепринято: Гала (в буквальном переводе «праздник»), урожденная Елена Ивановна Дьяконова (1894–1982), была музой Дали. Но исследователи творчества художника изощряются в догадках, кем на самом деле она была для Сальвадора. От фрейдистской версии о заботливой матери до высших оценок качеств бизнес-леди. Могла поставить на первого мужа. Поль Элюар — большой, между прочим, поэт. Могла на любовника — Макса Эрнста, художника перворазрядного. Или других своих многочисленных поклонников.



«Фигура и драпировка на фоне пейзажа» - еще одна работа Сальвадора Дали середины 30-х годов.

Но Гала поставила на Дали, считая только его гением из всех, кого знала. И сорвала банк, который дает пропуск в вечность.

Гала и Сальвадор Дали. Около 1933. Фото: Фонд «Гала — Сальвадор Дали»

Гала и Сальвадор Дали. Около 1933.
Фото: Фонд «Гала — Сальвадор Дали»

Тем интереснее разгадать загадку Галы. В этом цель нынешней выставки, которая представляет 23 картины и 41 графическую работу из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали» (Фигерас) и частных коллекций. Большинство этих произведений входили в личное собрание художника, который считал их настолько ценными и значимыми для своего творчества, что по его желанию они постоянно экспонировались в Театре-музее в Фигерасе.

Сальвадор Дали. Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече


Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече
Сальвадор Дали
1933, 68×88 см

Многочисленные обличья, в которых Гала появляется в его живописи: Леда и Елена Прекрасная, Градива и Галарина, — отсылают к сюжетам античной и позднейшей европейской культуры. Центром проекта, честнее будет сказать, его иконой, стала «Атомная Леда», созданная художником в 1947–1949 годах. И она по праву считается одним из важнейших, если не самым важным, его творением. Здесь Гала изображена в виде спартанской царицы Леды, которую, согласно мифу, соблазнил Зевс, принявший облик лебедя. В «Атомной Леде» Дали реализует принципы изобретенного им «атомного мистицизма», согласно которому все предметы и элементы композиции изображаются подвешенными в пространстве и не соприкасающимися друг с другом. Сам Дали считал «Атомную Леду» этапным произведением, первым подлинным шедевром, «идеальной картиной», построенной в соответствии с правилами золотого сечения и сакральной геометрии. Теперь эта картина — № 1 в послевоенном творчестве художника.




«Атомная Леда». 1949.
Фото:
Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
«Атомная Леда». 1949.


К «атомному мистицизму» относится и картина «Gala Placidia. Галатея сфер» (1952). Изображение лица Галы атомизировано, или, как сказали бы сейчас, состоит из пикселей. Но в доцифровую эпоху все были уверены, что, как бы быстро атомы ни бегали по разным орбитам, они не могут разлететься совсем, сохраняют целостную картину. В данном случае это портрет жены художника.

Сальвадор Дали. Галарина

Галарина
Сальвадор Дали
1945, 64×50 см

Еще один шедевр на выставке — «Галарина» (1945), поясной портрет Галы, отсылающий к творчеству Рафаэля, игравшего первостепенную роль в творчестве Дали. «Галарина» не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента его смерти, то есть больше 30 лет. Ее показ в России — суперсенсация.




«Gala Placidia. Галатея сфер». 1952.
Фото: Фонд «Гала — Сальвадор Дали»

Среди графики отметим карандашный эскиз к «Галарине», датированный 1941 годом, что показывает, как долго и тщательно Дали подходил к портрету своей музы. Литография под названием «Посвящается Фрейду» дополнена авторским текстом: «Гале, лучшей обнаженной натурщице замка Пуболь»
Сальвадор Дали. Галатея в момент творения


Галатея в момент творения
Сальвадор Дали
1954, 100.6×101 см


. Если учесть, что замок был подарком от Дали, она — его единственной обитательницей, а художник не мог посещать его без ее разрешения, то набросок может показаться иронией. Но между ними все было серьезно.

Рисунок «Профиль Галы» является эскизом к

картине «Осенняя соната».
А если Дали брался создать рисунок по мотивам «Аллегории с волом и орлом» коллеги Леонардо, то не мог отказать себе в удовольствии сделать главным персонажем свою музу в образе античной богини. Ничего подобного не было у Леонардо.




Завершает выставку цикл иллюстраций к поэме Лотреамона «Песни Мальдорора». Там трудно найти образ Галы. Но при большом желании можно


Сальвадор Дали. Портрет Галы против света

Портрет Галы против света
Сальвадор Дали
1965, 37×34 см

Сальвадор Дали. Портрет Гала


Портрет Гала
Сальвадор Дали
1977, 35×27 см

Сальвадор Дали. Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Галы, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести зеркалах

Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Галы, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести зеркалах
Сальвадор Дали
1973, 60×60 см
Сальвадор Дали. Гала, Мадонна Порт-Льигата


Гала, Мадонна Порт-Льигата
Сальвадор Дали
1950, 12×10 см

instagram.

Вадим Михайлов
13.10.2021

Tags: СЮРРЕАЛИЗМ, выставка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments